[an error occurred while processing this directive]
RISK online
атлас сервера
english version
размещение рекламы

НОВОСТИ
ПРОЕКТЫ
АЛЬПИНИЗМ
СКАЛОЛАЗАНИЕ
ЛЕДОЛАЗАНИЕ
ЭКСТРИМ
ГАЛЕРЕЯ
РЕГИОНЫ
ЛЮДИ
ФОРУМ
БУТИК
ссылки
контакты
о Risk Online

ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА. Официальный сайт
ФЕДЕРАЦИЯ СКАЛОЛАЗАНИЯ. Официальный сайт
ФАСиЛ СПб. Официальный сайт

поиск по сайту
 

рассылка новостей
 

 
 


[an error occurred while processing this directive]

Альпинизм: Архивы: Письма читателей:  
Европа скалолазная. Разведка боем
Путевые заметки

Скалолазное путешествие по Европе на автомобиле

Предисловие

Во-первых, скажу сразу, мы - не профессионалы. (Мы - это я и Леха). Альпинизм и скалолазание для нас - хобби (хотя в душе хочется верить, что еще и образ жизни). У нас у каждого есть интересная работа, жены, дети, а также горные лыжи, сноуборды и байки. Тем не менее, еще в советские времена мы успели пройти, на халяву, школу альпинизма и скалолазания, сделали почти кмс-ов, а лазать не прекращаем и по сей день. Все это важно знать для тех, кто захочет воспользоваться нашими советами - ведь стратегия и тактика спортивного путешествия во многом зависят от уровня подготовки.

Предистория

Уже пять лет мы не были в настоящих горах (работа, жены, дети, сноуборды). В душе накопилась неудовлетворенность и начали закрадываться сомнения в нашей способности вообще куда-нибудь выбраться суровой мужской компанией. Чтобы развеять эти неприятные чувства мы твердо решили - несмотря ни на что, едем этим летом.

Стартовая идея - поездка в Фаны на очный чемпионат России по альпинизму в скально-техническом классе. Красивая идея, но жизнь вносит свои коррективы. Работа оставляет нам всего 2.5 свободные недели - слишком мало для серьезных гор, да еще после такого перерыва. Нужен компромисс - чтобы оправдаться в собственных глазах и дотянуть до следующего года, когда уж точно поедем в настоящие большие горы.

Так рождается новая идея - скалолазное путешествие по Европе на автомобиле. После включения Австрии и Италии в Шенген, такая задумка выглядит вполне реально. В процессе подготовки понимаем, что "железа" катастрофически не хватает, покупать - дорого, доставать не у кого - все разъехались. Идем еще на один компромисс - будем лазать только по "пробитым" трассам (со стационарными крючьями). Такая поездка потребует минимум подготовки по снаряжению, но позволит налазаться вдоволь. Тем более, что в Европе подготовлено много длинных маршрутов - по 150-300 м, что несколько приблизит скалолазание к альпинизму.

Подготовка

Первым делом консультации. Ребята-спортсмены, с которыми мы тренируемся в одном зале, знают много, но их опыт требует поправки на различие в квалификации. Их уровень - маршруты от 7b и выше, наш - 6b - 7a. Тем не менее, вырисовываются две основные страны - Италия и Франция, а общие представления, названия районов, скалолазные журналы с красивыми картинками и схема расположения основных районов скалолазания во Франции - уже кое-что. Жить мы будем в кемпингах, возьмем с собой продукты и газовую плитку и готовить будем сами. Оформляем французские визы, которые позволят нам беспрепятственно колесить по всей Европе. Спорим по поводу пути следования в Германию: через Польшу или через Хельсинки и на пароме. Выбираем второе - этот путь дороже (примерно на 150$ в одну сторону), но безопаснее и легче - отдыхать так отдыхать. За две недели все билеты на паром уже раскуплены и мы подвисаем в листе ожидания, но нам везет - буквально в этот же день звонят из кассы: - кто-то отказался, можете выкупать. Итак, визы и билеты в кармане. Старт назначен на 11 июля.

Маршрут

Мы сразу договорились с Лехой не относиться слишком серьезно к маршруту и возможным от него отклонениям. Тем не менее план у нас был, и, так уж получилось, что мы совершенно от него не отступили. А план такой: Петербург - Хельсинки - Травемюнде (Германия) - Бад-Тольц (Германия) - Арко (Италия) - Марсель (Франция) - Гранд Каньон Вердон (Франция) - Сэрр Шевалье (Франция) и обратно - через Германию и Финляндию. В первом пункте остановки - городке Бад-Тольц под Мюнхеном живут наши друзья - альпинисты. У них можно переночевать, и провести разминочный день на небольшом скальном массиве в соседней деревушке. Следующая остановка - городок Арко (Arco) на Севере Италии - настоящая жемчужина для скалолазов всех уровней. Скалы под Марселем (Местечко En Vau) привлекли нас безумно красивым снимком во французском журнале "Escalade" - маршруты проходят по 200-метровой отвесной стене прямо над прозрачным, пронзительно голубым Средиземным морем, в котором плещутся белоснежные яхты и беззаботные французские граждане. Гранд Каньон Вердон (Grand Canyon du Verdon) - уникальное творение природы, настоящая скальная страна. Почти по всей протяженности (около 40 км), Каньон со своими 200-300-метровыми стенами и подготовленными маршрутами, представляет интерес для скалолазов. В Сэрр Шевалье (Serre Chevalier) - традиционном месте проведения соревнований по скалолазанию, 24 - 25 июля будут выступать наши друзья из Питера. Там и закончится продвижение к новым местам. Проклятая неприсоединившаяся Швейцария вынудит нас сделать крюк километров 300 на пути домой. А 28 июля мы уже должны быть в Петербурге.

Начало

Утром, 11 июля выезжаем из Лехиного двора на его Opel Vectra в наше транс-европейское climbing traveling. Вечером мы уже на пароме "Siliya Line". Леха, впервые оказавшись на большом корабле, вдохновленный, бегает по палубе и вновь переживает события на "Титанике". Через 24 часа мы в Травемюнде, а еще через восемь, преодолев около 1000 км по немецким ночным автобанам, припарковываем автомобиль во дворе у Ханса - нашего баварского приятеля- альпиниста. Четыре утра, хозяева еще спят, а ведь мы даже не предупредили их о нашем приезде. Одним словом, будить не хочется, но и ждать под дверью тоже сил нету. Тихо, как партизаны, пробираемся на задний двор, ставим палатку на зеленой травке и заваливаемся спать. Однако через час (ох и рано же встают эти немцы!), нас поднимает громовым приветствием Ханс. К счастью, сначала он увидел машину с русскими номерами - поэтому палатка во дворе уже не показалась ему НЛО или пристанищем беженцев из Сомали. Протирая глаза, обнимаемся, и, хоть и говорят, что незваный гость хуже татарина, на лице у Ханса написано совсем обратное. Вот оно - баварское гостеприимство.

Бавария

Снова заваливаемся спать. В 11.00 продираем глаза - спать еще хочется, но уже жалко. Хозяева на работе. Подкрепляемся заботливо оставленным женой Ханса завтраком, собираемся и едем в соседнюю деревушку - Ленгриз. Зимой здесь горнолыжный курорт, а сейчас над горой Броник зависли пара- и дельта- планы. Где-то высоко, на склоне горы притаился в лесу небольшой скальный массив с подготовленными трассами. Несмотря на то, что я был там несколько лет назад, дорогу помнил плохо, и, чтобы не заблудиться, решили подняться напрямик. Ориентиром служила большая скала с крестом на верхушке. Прямик оказался весьма крут и, даже, местами, опасен. Вот тебе и альпинизм. Через час, после набора примерно 800 м и некоторых блужданий, находим нашу скалу. Здесь около 20 трасс сложностью от 6a до 7c. Из шести трасс пролезаем только четыре - от первого дня трудно ожидать лучшего. По крайней мере, нагрузились, получили удовольствие от общения с природой и возможности ни о чем не думать - отпуск начался!

Вечером сидим за столом в компании Ханса и его семейства, едим уникальные местные сосиски, нашпигованные травой, запиваем белым баварским пивом, и болтаем на ужасной смеси немецкого с английским - Ханс также плохо говорит по-английски, как мы - по-немецки.

Утром следующего дня - стартуем в Италию, но перед этим - встреча с Германном Хубером - другом семьи, известным горовосходителем, классиком немецкого альпинизма. Кстати, Германн был инициатором производства альпинистского снаряжения на "SALEWA" в пятидесятые годы и полжизни проработал на этой фирме. В России его знают по, переведенной еще в советские времена, книге "Альпинизм сегодня". Едем к Германну на дачу, расположенную в соседней с Бад-Тольцом деревне Гайсах. Спартанская обстановка, две большие комнаты, в одной из которых - целый склад снаряжения, а все стены увешаны фотографиями, выдают интересы хозяина. Каждая фотография - целая восходительская история. В который раз, общаясь с Германном, убеждаюсь, что его окружает какая-то особенная, интернационально-альпинистская аура, приобретенная огромным опытом горовосхождения, а главное - общением с альпинистами всей планеты. Германн Хубер - человек мира - мировой старик.

Арко

Прощай Германия, со своими шикарными и бесплатными автобанами. Одним махом, без остановок, пролетаем Австрию. По совету Германна, избегаем автобана - проложенный большей частью в горах, он здесь слишком дорогой. Жалеем, что нет времени заехать в Вену и исследовать Австрийские Альпы. Но нельзя объять необъятное, и мы, безжалостно разделавшись с маленькой горной страной, уже колесим по Италии. Экспансивная итальянская речь врывается в эфир нашего радиоприемника, дорожные форпосты каждые 10 - 15 км опускают нас на лиры, а мимо проносятся Фиаты и Лянчи, управляемые головокружительными итальянками. В 18.00 мы в Арко.

Арко находится в 10 км севернее оконечности огромного озера - Lago di Gardа. Живописные горы обрамляют это почти 70-километровое водное пространство. В силу своей близости к Германии и Австрии, на курортах, расположенных вдоль всего озера, преобладает немецкая речь. В плане развлечений - здесь своя специфика. В хорошую погоду озеро кишит виндсерфингистами. Ну, а Арко, небольшой старинный городок, не имеющий серьезного статуса в туристической индустрии, тем не менее известен во всем мире - среди скалолазов. В самом Арко - несколько сотен подготовленных маршрутов, а в окрестностях - еще больше тысячи. Маршруты самых различных категорий трудности: от 3а до 8с. Разнообразие категорий сложности, кстати, выгодно отличает большинство заграничных скалолазных районов от нашего Крыма, где выбор трасс средней категории - до 7а - невелик, а трассы для новичков отсутствуют как класс.

Первым делом заселяемся в кемпинг. Их тут два - "Arco" и "Zoo". "Arco" немного дороже, но приглянулся нам больше. В кемпинге можно выбрать ровную площадку для палатки и парковки автомобиля. По всей территории проведено электричество, питьевая вода, стоят бачки для мусора, есть общественные душ и туалет, места для ручной стирки и мытья посуды. Плата берется за место, плюс за проживание - с каждого человека. Поэтому, если вы хотите сэкономить, можно схитрить - заселяйтесь в одиночку - никто не придет ночью проверять, сколько народу спит с вами в палатке. Мы этих хитростей не знали и платили за двоих - в пересчете на доллары - около 10$ с носа за сутки. Как потом выяснилось, кемпинг в Арко оказался самым дорогим на нашем пути. Кстати, о его постояльцах и постояльцах кемпингов вообще: живут там, в основном, не скалолазы, как мы ожидали увидеть, а немцы и голландцы со своими толстыми женами, детьми, дачами-прицепами и спутниковыми антеннами, живут по целым месяцам, проводя таким бездарным способом свои отпуска.

После обустройства в кемпинге едем купаться на Лаго ди Гарда, а по возвращении натыкаемся в Арко на скалолазный магазин и застреваем там до закрытия. Перемеряем пар пятнадцать разных скальных туфель, щупам веревки, щелкаем карабинами и фрэндами - когда еще будет возможность так оторваться! Но главная находка - Guide Book, или, по-русски - классификатор маршрутов района. Ведь, кроме названия Арко, мы не знаем здесь ничего. (Хотя Guide Book - вещь, по нашим меркам, дорогая, в дальнейшем мы только укрепились в мысли, что в подобном путешествии можно экономить на комфорте, еде, или, на худой конец - на пиве, но только не на Guide Book'е.) Вечером старательно изучаем по книжке маршруты и пытаемся составить план на ближайшие три дня, которые собираемся посвятить Арко. Маршрутов - огромное количество, но на практике выбор сужается многими ограничениями. Первое и самое главное для летнего времени - ориентация массива. В июльскую жару на солнцепеке лазать очень тяжело. Поэтому лучше выбирать не южные экспозиции и всегда согласовывать с экспозицией время суток для лазания. Во-вторых - наличие на всем протяжении маршрута стационарных крючьев (некоторые длинные маршруты пробиты только частично - там требуется использование закладок и фрэнд, которых у нас нет). В третьих - камнеопасность. В-четвертых - необходимая длина веревки (иногда нужно 60 м, а у нас самая длинная - пятидесятиметровка). Ну, и, разумеется, сложность выбранного маршрута (или массива). Хорошо, что для большинства маршрутов все эти характеристики указаны в Guide Book'е.

На утро едем лазать на "Massone" - рекордный, по количеству трасс, массив в районе Арко. Здесь около 135 маршрутов высотой 15 - 30 м от 5b до 8с. Длинное ущелье. Ориентация - восточная. Категории примерно соответствуют крымским. Возможно, чуть проще. Порода и структура скал тоже похожа на крымскую. Наверху, на всех трассах висят карабины, так что нет необходимости отвязываться от веревки, для того чтобы снять оттяжки. Большинство трасс подписаны, но даже безымянным можно легко найти соответствие в классификаторе, так как все они рядом друг с другом. Внизу приветливый итальянец стрижет траву вокруг тропинки, хотя кроме скалолазов здесь никого не бывает. Вообще народу мало, на всем массиве еще 10 - 12 человек - будний день, да и не сезон - слишком жаркое время. Сегодня по плану - только короткие, в одну веревку маршруты. Пролезаем несколько 6b и 6с, пробуем - 7а. Ощущения уже лучше, чем в Баварии, но форма еще не та. По дороге в кемпинг, заруливаем к массиву "Laghel", где назавтра собираемся совершить мини-восхождение в четыре веревки. Подходим под самый маршрут (Мы выбрали "Bravi ma lenti"). Экспозиция у стены южная. Значит придется стартовать с рассветом - иначе спаримся. Пока рассматриваем маршрут, мне приходит в голову идея: пройти маршрут прямо сейчас - все снаряжение с собой, солнце уже зашло за скалу, а запас светлого времени еще часа 3,5. Первый раз ругаемся с Лехой - у меня чешутся руки, а он наотрез отказывается лезть сегодня. В конце концов, не полезу же я один - Лехино разумное начало побеждает.

На утро, как бывалые альпинисты, встаем в 4.30 утра, быстро завтракаем, подъезжаем к воротам кемпинга, и... ворота закрыты, а ночной сторож - единственный в этот час работник из персонала лагеря, даже и не собирается их открывать. Более того, утверждает, что при всем желании, сам открыть не сможет - кнопка в офисе, офис закрыт, а ключа нет до прихода администратора в 8.00. (врет, наверняка!). После 15 минут препирательств, сторож начинает делать вид, что вообще не понимает нашу иностранную речь, и мы вынуждены ретироваться. Что делать, придется идти под маршрут пешком. К счастью, массив не очень далеко, и через час мы уже связываемся под стеной, а 2 часа спустя вылезаем на плато - мы на вершине. Было много лазания на трении, равновесии и мизерах. Маленькие дырочки для одной фаланги - совсем как в Крыму. Возвращаемся в кемпинг, перекусываем и - на следующее восхождение. Теперь наша цель - маршрут "Nemesi" - тоже в четыре веревки - в массиве горы Monte Colt. На поиски этой горы мы потратили часа четыре. Ходили вокруг да около, а в конце концов, оказалось, что она находится прямо над лагерем - только заход под начало маршрутов из другой долины. Сбил нас неправильный масштаб на схеме в Guide Book'е, который итальянцы похоже и не пытались соблюсти. Так или иначе, маршрут мы нашли, и конец дня завершили еще одним ударным восхождением. Теперь можем хвастаться, что делали в день по две "горы"!

Вечер проводим в центре Арко. Сидим в открытом кафе на узкой старинной улочке и потягиваем местное пиво. Мимо проносятся рагацци (так здесь называют тинэйджеров) на байках, демонстрируя искусство маневрирования между пешеходами в экстремальных условиях - ширина улицы метра четыре.

Утром едем на "Lomaso" (это массив примерно в 40 км от Арко). И снова треть дня проводим в поисках. Зато наградой нам - большая двухуровневая скала, с интересным макрорельефом - множеством карнизов и контрфорсов, вдобавок ориентированная четко на север и потому полностью защищенная от жары. Это новый массив коротких трасс, лет пять назад специально подготовленный для соревнований. Место уютное и ухоженное - под скалой даже есть небольшая деревянная скамеечка! Во время лазания пытаемся сниматься на видео - прикручиваем камеру на штативе к корню дерева и запускаем съемку с дистанционного пульта управления. Со съемками у нас особые проблемы - ведь нас - двое, и когда один лезет другой всегда на страховке. Приходится прибегать ко всяким ухищрениям.

Вечером едем на новый массив с длинным названием "La spiaggia delle lucertole". Скалы расположены прямо над озером, и, чтобы подойти под маршруты, приходится карабкаться траверсом над водой по вбитым в скалу железным прутьям. К сожалению, из-за наступления темноты не успеваем полазать. На обратном пути заруливаем в городок Рива, расположенный на берегу озера. Здесь совсем иная, чем в Арко, обстановка - настоящий курорт. Вокруг слышна в основном немецкая речь - впечатление такое, что попали в Германию. Но это просто туристы. Итальянцы вечером сидят дома (за исключением тех, кто работает в сувенирных лавках и ресторанах).

Следующий день - переезд под Марсель. С вечера предусмотрительно оставляем машину за территорией кемпинга, чтобы с утра выехать пораньше - жара на автобане почти также мучительна, как на маршруте во время лазания.

Кстати, об итальянских автобанах. На дорожном атласе Европы они выглядят точно так же, как немецкие. Только в Германии, крутой поворот и автобан - вещи несовместимые. Все повороты там сглажены. А в Италии, под схожим на карте обозначением, скрывается настоящий горный серпантин!

К полудню впервые видим Средиземное море, а еще часа через полтора пересекаем границу с Францией. Тут, как и прежде - пункты контроля, но никаких проверок, конечно, нет и в помине. И снова платные дороги, только теперь уже французские. На дорожных пунктах оплаты здесь установлены специальные монетосборники - нечто напоминающее баскетбольные корзины - кидаешь в такую корзину мелочь на нужную сумму, она с грохотом куда-то проваливается, и из автомата вылезает билет. Этот "баскетбол" несколько скрашивал невеселую, по сути, процедуру расставания с деньгами.

Французская Ривьера

Оставляем где-то слева крошечное Монако - мы на Французской Ривьере!

Место, куда мы теперь стремимся, называется Ан Во (En Vau) и расположено на берегу моря между Тулоном и Марселем. Это - все что мы знаем, но в отличие от Арко, названия En Vau нет на карте. Мы даже не знаем, что это - населенный пункт или просто скала. На автобане информацию не получишь, и мы уезжаем вглубь материка, надеясь выяснить что-нибудь в ближайшем населенном пункте, который обозначен как скалолазное место. Схема расположения скалолазных маршрутов, которой мы располагаем, очень приблизительно отражает реальность. Названия скальных районов на ней натыканы с погрешностью ( 10 км, населенные пункты обозначены через один. После тщетных попыток найти хоть что-нибудь, имеющее отношение к скалолазанию, случайно встречаем на дороге какой-то кемпинг. Здесь, правда, ни то что про En Vau ничего не знают, вообще смутно представляют, что такое climbing, escalade или grimper - какие только языки мы не вспоминаем, даже на стену лезем, пытаясь показать, чем мы занимаемся. В конце концов, бедная администраторша кемпинга совсем перестает что-либо воспринимать. Единственно, что нам удается узнать, это факт нахождения в ближайшем городке туристического офиса. Наши поиски затягиваются, а нам необходимо купить Guide Book по En Vau сегодня, иначе завтра - день насмарку. Время уже 17.00. Леха начинает ныть, что зря мы не поехали сразу в Вердон (где больше скалолазов и нет проблем с поисками), и, пока не поздно, надо отказаться от En Vau, в котором, наверняка, ничего интересного нет, а красивая картинка в журнале - не повод для фанатичного преследования призрачных миражей. Мне жалко расставаться со своей идеей, и я договариваюсь с Лехой на еше одну, последнюю попытку. Мы едем в соседний городок, находим туристический офис - он уже закрывается, но там - приветливая француженка, которая к тому же сносно говорит по-английски. Она понятия не имеет, что такое En Vau, но ее коллеги в другом городе про это место слышали. Теперь, после телефонных консультаций, мы наконец знаем, En Vau - это один из каланков (calanques - так называют здесь длинные узкие заливы типа фьордов), расположенный недалеко от городка Casis. Нас снабжают необходимыми картами, каталогом всех кемпингов Франции, буклетами и добрыми напутствиями. До Casis'а 30 км пути, мы уже чувствуем победу и решаемся на передышку. Заходим в маленькое кафе. Здесь милая продавщица. Удивлена, что мы - русские. Похоже в такую глушь наши еще не забирались. Едим мороженое и болтаем посреди какого-то маленького, богом забытого, провинциального городка Южной Франции... Оказывается это крошечное частное кафе специализируется на приготовление тортов для свадебных торжеств. Боже мой, какой пафос!

Въезжаем в Casis, бросаем машину в кемпинге и летим в центр города - на поиски Guide Book'а. На наше счастье, книжные магазины еще открыты. Находим нужный Guide Book (140 FR) и отправляемся селиться в кемпинг. Здесь дешевле, чем в Арко - около 7$ за человека в сутки. Наши соседи - русские аспиранты, уже несколько месяцев хиппуют во Франции. Пьем чай с питерским вареньем и получаем удовольствие от общения на родном языке. Из города доносится шум праздника, отблески фейерверков - это французы третьи выходные подряд празднуют свою победу в Чемпионате мира по футболу.

На следующий день едем в En Vau. От места парковки до нашего, третьего по счету, каланка - минут сорок ходбы. С плато, на которое мы забрались, открываются потрясающие виды. Выходим на его край прямо напротив стены, на которую собираемся лезть. Скорее всего, именно с этого массива ("Americains") и был сделан исторический снимок в журнале. Отвесные стены каланка обрываются прямо в море. Внизу, точь-в-точь как на картинке в журнале, белоснежные яхты. Вода абсолютно прозрачная, и сверху кажется, что яхты зависли в воздухе, так как между надводной и подводной частью нет четкой границы. На маленьком пляжике греют пузо отдыхающие. Сверяем описания в Guide Book'e со стеной. Все маршруты на ней (а их около шести) - можно полностью пройти глазами. Все примерно одинаковой длины (5 веревок) сложностью от 4b до 7b. Весь массив справа налево разрезает широкая полка, на которой заканчиваются первые веревки маршрутов. Большинство маршрутов в левой части стены начинаются от полки. Мы выбираем ровный по сложности (6a - 6c) маршрут в средней части. Спускаемся вниз и проходим через пляж, все обвешанные железом. Никто на нас не обращает внимания - к скалолазам здесь привыкли. Пробираемся по узкой кромке скал вдоль стены под маршрут. Прячем в расщелине рюкзак, связываемся и лезем. Все то же крымское лазание. Категории, по сравнению с Италией и Крымом, чуть завышены. Наверное, на курорте так оно и должно быть? Параллельно с нами идут два француза. На второй станции наши маршруты смыкаются, и мы уходим в отрыв - один из французов (видимо новичок) с трудом передвигается. Активно снимаемся на видеокамеру - здесь должны получится отличные кадры. Под нами море и яхты - как в журнале: сбылась мечта идиота...

За три часа проходим всю стену. Спускаемся на пляж. Леха обнаруживает, что оставил под маршрутом свою новую кепку "Five.Ten", которую купил в Арко. Идем искать, но, конечно, уже ничего не находим. У Лехи день насмарку. Кепка, и правда, была классная...

Купаемся. Непривычно соленая вода жжет поцарапанные руки. Делаем еще несколько подходов на коротких трассах - прямо у пляжа пробито несколько небольших секторов. Солнце заходит за край каланка, и пляж сразу пустеет. Интересно, что при этом остается практически чистым. У нас мусор можно было бы ведрами выносить.

По дороге в кемпинг заезжаем в центр города. На набережной полно туристов. Много русских. Традиционно пропускаем по пиву (игнорируем французские винные традиции - занятия спортом к вину не располагают). Изучаем наш любимый Book - завтра поедем лазать в Марсель.

Утром выезжаем на массив "Fontaine d'Ivoire", расположенный на окраине Марселя. От паркинга до скал по описанию 10-15 мин. Жара несусветная. Скорее бы попасть под укрытие нашей северо-восточной стены. Часа через полтора блужданий, которые уже воспринимаются как должное, выходим, наконец, под монолитную, нависающую скалу. Здесь около 25 маршрутов от 6b до 7c+. Очень интересное, техничное лазание. Распечатываем свою первую 7а в этом сезоне. Лазаем целый день, уходим перед наступлением темноты. Ужинаем в Марселе в мексиканском ресторанчике на берегу моря - походные условия уже достали! Завтра переезжаем в Вердон.

Утром, по дороге, снова заскакиваем в Марсель - меняем валюту и закупаем продукты. Кроме того оставляем кучу денег в огромном спортивном супермаркете D'Cathlon - скальное снаряжение здесь примерно раза в полтора дешевле, чем в России. Надо скорее уезжать в Вердон - подальше от цивилизации, пока не потрачены все средства.

Вердон



Photo: Rock and Wall Magazine

Гранд Каньон Вердон (Grand Canyon du Verdon)- крупнейший каньон Европы. Расположен на юге Франции. Протяженность около 40 км. По дну неширокой (метров 500) теснины течет речка Вердон. Глубина ущелья - 200 - 300 метров. На всем протяжении спуск в каньон затруднен или невозможен без альпинистского снаряжения. Наиболее освоена скалолазами южная сторона каньона. Здесь семь основных массивов, в каждом из которых подготовлено от 25 до 100 трасс длиной в одну, две и более веревок. Всего около 400 пробитых трасс. На северной стороне больше альпинистских маршрутов, требующих наличия касок, применения закладок и фрэнд. Самое удобное место для проживания (если лазать на южной стороне) - поселок Эгинес (Aiguines).

Все это мы узнали потом. По карте же ближайший к каньону населенный пункт - La Pаlud. Туда мы и направляемся. La Pаlud - небольшой городок, но здесь целых четыре кемпинга. Исследуем все по очереди, ощущая на себе тяжесть выбора. Останавливаемся в самом маленьком и диком - на окраине. Это скорее даже не кемпинг, а живописный уголок частной земли, который хозяин сдает для ночлега. Тем не менее, присутствуют главные атрибуты любого кемпинга - общественные душ и туалет. Есть даже дополнительный бесплатный сервис (который никогда не предоставит вам большой кемпинг) - стол и пластиковые стулья - их можно взять у хозяина. Хозяин, кстати, живет в своем доме в 50 м от палаток. Плата за двоих - всего 43 FR в сутки (примерно 7 $). В общем, такого хорошего и дешевого кемпинга мы еще не видели. Кроме нас, на всей территории - еще одна палатка и одна дача-прицеп. Ужин сегодня проходит в шикарной обстановке - под деревом, со столом, стульями и при свечах (подвесили к дереву канделябр).

Единственная проблема обнаруживается на следующий день после приобретения в скалолазном магазине Guide Book'a. Дело в том, что La Pаlud расположен на северной стороне каньона, а основные места для лазания - на южной. В результате, каждый день (благо, их всего два) объезжаем каньон, делая лишние 25 - 30 км в каждую сторону.

В первый день едем в Бушет (Bauchet) - самый обширный массив на южной стороне каньона. Здесь около 100 трасс сложностью от 4а до 8b+. Найти место спуска к массиву не так просто - на дороге стоит неприметный деревянный щит, на котором нарисована еще более неприметная стрелка с надписью "Bauchet". (Помогло то, что мы догадались засечь по счетчику указанное в Guide Book'е расстояние от Эгинеса до спуска к массиву). Оставляем машину на дороге и проходим еще метров 150 вперед к началу спуска. Весь спуск провешен перильными веревками, кое-где вбиты металлические скобы - без этих удобств пришлось бы организовывать дюльфер.

Массив необычный, со своей спецификой. Натечные столбы, разрезающие скалу в нижней части, придают лазанию особый характер. Поднимаясь вдоль такого столба, приходится переходить из одной откидки в другую, держась за столб. Столбы гладкие, и хват за них чаще всего пассивный, на трении.

Лазаем до вечера. Под конец пролезаем даже 7b, правда, с зависаниями чуть ли не на каждом крюке. Но все равно приятно. Любую 6с уже гарантированно лезем без проблем, что называется on sight. Сегодня у нас седьмой день лазания, и, кажется, мы набрали форму. Сейчас бы еще недельки две...

На следующий день выбираемся на массив Les Cavaliers. Спускаемся дюльфером на 50 м вглубь каньона - в узкую щель между основной стеной и гигантским отколом. Наш первый маршрут - 35-метровая трасса по ребру откола. Пролезаем его, и, не спускаясь, проходим траверсом по острому как бритва гребню метров десять до ближайшей спусковой цепи другого маршрута (иначе не хватило бы веревки для дюльфера). Спускаемся опять в расщелину и оттуда траверсирующим маршрутом, по основной стене, поднимаемся обратно на край каньона. Вот такая сложная тактика. Здесь, в Вердоне, чтобы залезть, нужно сначала слезть - это правило. Сегодня расслабуха - видимо вчерашний напряг дает о себе знать. По дороге в кемпинг, купаемся в озере. Завтра двигаем в Сэрр Шевалье.

Сэрр Шевалье

Дорога в Сэрр Шевалье (Serre Chevalier) сначала совпадает с дорогой на Гренобль, но не доезжая километров 100, в городке Gap, нужно уходить направо. Ближайший к Сэрр Шевалье, более менее крупный город - Breanсon. Сам же Сэрр Шевалье - горнолыжный курорт, поселок, растянувшийся на десяток километров вдоль одноименной горы. Ночью, добравшись до места, на дорожной табличке, обозначающей населенный пункт, читаем - Serre Chevalier 1200. Цифрам значения не придаем. Вдруг, впереди видим щит: Serre Chevalier 1300. После целого дня рулежки, нам не до шуток. Так где же наш Сэрр Шевалье? Проехав еще с километр, обнаруживаем очередной Serre Chevalier 1400. Тут до нас доходит, что весь поселок разделен на населенные пункты, в названии которых цифрами обозначается высота над уровнем моря. Откладываем поиски места проведения соревнований до завтра - глаза уже слипаются. После тщетных получасовых поисков кемпинга, готовы встать в любом месте, но это "любое место" не так-то просто найти - здесь стройка, там жилые дома - некуда приткнуться. Еще через полчаса, после блуждания по каким-то дремучим проселкам, оказываемся в месте, очень напоминающем кемпинг - повсюду палатки и дачи-прицепы. Только вот шлагбаума нигде нет. Ставимся, и через пять минут храпим без задних ног. Утром нас никто не заставляет оплачивать самовольно арендованное место, мы благополучно завтракаем, собираем вещи и съезжаем. (Потом уже нам рассказали, что на окраине Сэрр Шевалье существует дикий - бесплатный кемпинг. Видимо на него мы так удачно и наткнулись ночью).

Издалека замечаем большой соревновательный тренажер, установленный в центре Сэрр Шевалье 1500. Почти сразу встречаем питерских скалолазов. События в самом разгаре - заканчивается полуфинал. В Сэрр Шевалье уже не один год проводятся элитные коммерческие соревнования. Не смотря на то, что они не входят в официальный график Федерации, сюда собираются лучшие скалолазы мира. В этом году участвуют такие монстры, как Francois Legrand, Francois Lombard, Francois Petit. Питерцы в полуфинале - третьи. У мужчин - Серега Шемулинкин, у женщин - Лена Шумилова. К сожалению, нам так и не удается увидеть финал на следующий день, где ребята становятся пятыми - неожиданные дела в Берлине заставляют нас изменить план и сняться из Сэрр Шевалье на день раньше.

И снова французские платные автобаны, тоннель под Леоном, граница с Германией, немецкие бесплатные автобаны, ночевка в палатке прямо у дороги, городок Йена и безуспешные попытки поменять там в субботу доллары на марки, маленькие неприятности с автомобилем (Леха спит за рулем и задевает зеркалом ограничительный столбик), ночевка у приятеля в Йотеборге под Берлином, и снова дороги, Травемюнде, таможня, Siliya Line, Финляндия, Россия, жуткие комары и дороги. Все. Приехали. Завтра идем лазать на свой домашний скалодром.

Эпилог

Подведем итог. За 17 дней путешествия мы намотали по дорогам Европы около 5000 км, побывали в шести странах Содружества, пересекли 9 границ, разведали 3 скалолазных района, лазали 8 дней, пролезли около 45 веревок сложностью от 6а до 7b, потратили по 1000 $, приобрели три Guide Book'a, попробовали пять сортов нового пива. И что? Вы думаете, мы вам советуем совершить подобное путешествие? Мы вам ничего не советуем. Если хотите полазать - поезжайте в Крым, если хотите в Европу - посетите Ницу. Ну а если вам больше делать нечего, можете сесть на машину, бросить в багажник веревку, скальные туфли, обвязку и палатку, поехать в Европу, и там, сломя голову, искать Вердон, Арко, Каланки или еще чего-нибудь. Мы вот с Лехой поехали и не жалеем.



Французская ривьера. Коланки недалеко от г. Касис


Франция. Кемпинг в окрестностях Вердона


Франция. Серр-Шевалье. Соревновательный стенд
 

Италия. Арко. На массиве Массоне


Франция. Гранд-Каньон Вердон в средней части
 

veiko@radio-modern.ru

 

Денис Вейко
Санкт-Петербург, сентябрь 1998 г.

© Risk Online
1996-2002
© Махаон 1996-2002,
    разработка и поддержка
Экстремальный портал VVV.RU