[an error occurred while processing this directive]

рассылка новостей

[an error occurred while processing this directive]

Альпинизм: События : Чемпионат России по альпинизму в скальном классе:
Горный клуб "Маунтекс", проект "Открытый Кавказ" - сочинение на тему "Весна в Дагестане"

Юрий Кошеленко

Как известно Дербент в Дагестане это крайний юг Российской федерации, место, где обычно деревья начинают цвести в феврале, растет виноград и снимается по два урожая капусты в год. В мае месяце по определению здесь должна быть уже летняя жара, а в горах цветущая весна с травой по пояс.

На Ерыдаге лишь небольшие пятна снега, как раз достаточные, чтобы не брать с собой на стену запас воды, но скалы в массе своей сухие и близкие к Крымским. Таковы иллюзии, пусть и основанные на некотором опыте.

Мы приехали в Дагестан во второй половине мая и, естественно, ожидали всего вышеизложенного. Мы - это команда "Горного клуба "Маунтекс" во главе с Андреем Андреевым, финансирующим весь проект, Анатолия Мошникова, и меня, как представитель проекта "Открытый Кавказ"

Основной целью нашей экспедиции было испытание навыков высотного оператора Алексея Кривитского, во время реального восхождения, который полгода проходил обучение у преподавателей с Ленфильма. Для этого у него было две видеокамеры формата mini - DV и ряд вспомогательных приспособлений. Кроме того, поскольку основной нашей идеей в альпинизме (мы в этом сходимся) является прохождение новых маршрутов, предполагалось делать премьеру на стене Ерыдага и снимать все это на видео.

Панорама Ерыдага

В первоначальный план входило прокладывать маршрут с боковыми ответвлениями, обеспечивая, таким образом, съемку продвижения по маршруту с боку, а возможно и сверху. У нас имелись фотографии стены, приличного качества, сделанные еще в феврале 2001 года, когда нам с Андреевым, Кривитским и Ворониным удалось пройти новый маршрут по северному канту СЗ вершины Ерыдага. На основании этих изображений мы разработали предварительный вариант маршрута, проходящий через большое зеркало на СЗ вершине Ерыдага, до сих пор остававшееся даже без попыток прохождения, полагая, что рельеф в нижней части стены будет достаточно лояльным к нашим возможностям в свободном лазании. Все как бы было известно заранее, за исключением той неопределенности, что всегда присутствует в горах, особенно на первопрохождениях.

Мы прибыли в Махачкалу 13 мая, рассчитывая к вечеру 14 уже быть на месте, в кунгах, принадлежащих Дагестанскому МЧС. Оказывается, перед нами в них гостила команда из Саратова, совершая восхождения в районе. Погода весь май стояла неустойчивая, весна сильно задержалась и по сведениям недавно приехавших с Ерыдага работников МЧС, снега под стеной было по пояс. Два оползня перед Курушем смели дорогу вместе с нашим расчетом заброситься без переноски грузов, которых у нас имелось не меньше тонны, с генератором, бензином и большой радиостанцией для связи с большой землей.

В тоже время 14 мая оказался не самым плохим днем, дождь пошел только поздним вечером, когда мы, уже перетаскав весь свой скарб через двухкилометровый участок испорченной дороги на плечах и при помощи одной хлипкой лошаденки, с разъезжающимися от груза ногами, оказались практически на месте, т.е. в 500 метрах от искомых кунгов.

Надо отметить, что у нас подобралась на редкость дружная компания, поэтому тяготы пути были преодолены без ночевок под открытым небом в дорожной грязи.

Следующие дни напомнили о климатических особенностях этого года, мокрый снег покрыл нашу поляну, а стена представилась гораздо в более грозном облачении, нежели в прошлом году зимой, т.е. большее время ее просто не было видно. Тем не менее, небольшая группа под руководством Андрея вышла под начало маршрута с целью разведки и заброски. Мы с Толей Мошниковым это время посвятили доработке платформы и беседам за чашкой зеленого чая, благо воспоминаний для этого было достаточно. 17 развиднелось и во второй половине дня мы вышли с большим морским биноклем на противоположный склон, чтобы оглядеться и понять есть ли соответствие между натурой и прошлогодними ее изображениями. Некоторые совпадения были налицо, и это нас порадовало. Но "Крымом" здесь не пахло, условия от зимних отличались только несколько более высокой температурой воздуха и поэтому вся стена выглядела черной от потоков воды.

Но наше дело - встал, пошел и данность она и есть данность. 18 мы приготовились стартовать на нашем маршруте. Под скальным навесом в 50 м. от начала маршрута был разбит АВС. Снега оказалось, в самом деле, не мало, т.е. больше чем в прошлом году зимой. В первый же день мы столкнулись со льдом на рельефе, становилось ясно, что без кошек, ледорубов и ледовых крючьев на стене делать нечего. Как раз всего этого мы с собой не привезли, но видя состояние стены еще внизу разыскали в поселке Куруш две левых вцспсовских кошки и одноименный же ледоруб, ледовых крючьев у местных жителей не оказалось. Скажем прямо, для практически вертикальных участков в каминах залитых натечным льдом такой набор инструмента выглядел допотопно, это надо было помножить еще на отсутствие возможностей для естественной страховки с помощью ледобуров. Вот где мне вспомнились короткие трубки ALVO, пара которых решила бы все проблемы.

Зато у нас появилась возможность оценить героические времена далекого прошлого, когда техника передвижения по льду еще не знала современных ледовых инструментов и альпинисты во льду рубили ступени в открытой и закрытой стойках. Для организации страховки на отдельных участках приходилось маятником уходить на стену, и приткнув в какую-нибудь раковинку скайхук бить спит, все это выглядело весьма нелепо, но собирать при вероятном срыве выступы и перегибы каминов очень не хотелось. Причем лед все время сыпал словно из "рога изобилия", оттаивая на верхних каскадах под напором весны, дробными зарядами он бил по нашим каскам, плечам, рукам, ногам. Нас не останавливало только то, что его плотность все же ниже плотности камня и боль от ударов можно было терпеть. Но иногда, когда сходили целые пласты и с шипением и брызгами неслись над нами, Слава Богу, мимо нас, позволительно было задуматься, что же все-таки мы здесь делаем?

Попеременно кто-то из нас лидировал, кто-то страховал, Алексей совмещал работу высотного оператора и восходителя, все умозрительные варианты с боковыми отводами выглядели в настоящих условиях неосуществимыми. Надо отметить, что за пять дней, проведенных нами на стене, каждому понемногу досталось от ледовых каскадов Ерыдага, кому по ноге, кому по каске, по рукам.

Мы повесили платформу на одной из больших снежных полок, под защитой контрфорса, и пролезли до вершины "центрального огурца", после которого до начала "рыжего зеркала" оставалось две - три веревки. Но это была лишь половина стены, обойти "зеркало" означало испортить маршрут, время "Ч" (обратные билеты на 27 из Махачкалы) стремительно приближалось. Алексей все это время сдавал экзамен на высотного оператора, отчаянно пытаясь улучить время от обычной работы для съемок фильма. Надеюсь, что в какой-то степени это ему удалось, повторю, что этот тест был одной из основных посылок предваряющих наш выезд на Ерыдаг.

Когда критическая масса шишек, полученных на маршруте, стала соперничать с днями предстоящей работы на стене, заведомо более продолжительными, чем обусловленная дата, наша команда приняла решение сворачивать восхождение и спускаться. Мы не долезли до вершины, но имели возможность наслаждаться процессом (15 веревок). Горы еще раз показали, что их нельзя мерить стандартными мерками, они всегда немного другие, новые, за что мы их, может, и любим. 23 мы продернули веревки, а 24 в день, который для меня теперь навсегда связан с Лхотзе Средней, спустились к кунгам, каждый год все разное. Суп из белых грибов в исполнении Игоря Жорова стал отличным завершением нашей попытки. Когда возвращаешься - жизнь прекрасна. Тем более, если вокруг хорошие друзья и есть понимание. У нас не было ощущения невыполненного долга и пр., наоборот все складывалось логически завершенным.

Дорогу от Куруша к этому времени починили, Андрей провел несколько раундов переговоров с местными властями, проявив изрядное терпение и умение находить общий язык с людьми, живущими в несколько ином мире. Он добился, чтобы к нашему отъезду появился прейскурант фиксированных цен на продукты и услуги курушцев.

На обратном пути мы посетили горячие источники в соседнем ущелье, температура в которых сильно приближалась к индийским, что находятся по руслу Ганга в культовом местечке Гангнани. Т.е. за двухсекундное погружение приобретаешь цвет вареной креветки.

Дальше в нашей программе была экскурсия по Дербентской крепости, во время которой штатный экскурсовод пытался заглянуть в пяти-тысячелетнюю древность, а гидом по городу был наш доктор Урудж Уруджев.

День закончился в очень приличном кафе "Теремок" в г.Махачкала, где мы отметили наше возвращение вместе с Петром Леоновым и Камилем, помогавшим нам в этом приключении. Нам также помогали Дима Ялама и Андрей Федотов, отзывчивые и надежные друзья.

Подводя итог этой экспедиции за общим столом, в зеленом зале "Теремка", мы пришли к выводу, что основные цели достигнуты, поскольку эта поездка была подготовительной перед основным циклом съемок фильма в Безенги. Кроме того, по просьбе Российской федерации альпинизма была совершенна определенная работа по подготовке очного класса чемпионата России по альпинизму в скальном классе. Мы вновь убедились, что в Дагестан альпинистам можно ехать, а Ерыдаг настоящая большая стена с большими возможностями.