[an error occurred while processing this directive]
RISK online
атлас сервера
english version
размещение рекламы

НОВОСТИ
ПРОЕКТЫ
АЛЬПИНИЗМ
СКАЛОЛАЗАНИЕ
ЛЕДОЛАЗАНИЕ
ЭКСТРИМ
ГАЛЕРЕЯ
РЕГИОНЫ
ЛЮДИ
ФОРУМ
БУТИК
ссылки
контакты
о Risk Online

ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА. Официальный сайт
ФЕДЕРАЦИЯ СКАЛОЛАЗАНИЯ. Официальный сайт
ФАСиЛ СПб. Официальный сайт

поиск по сайту
 

рассылка новостей
 

 
 

Спортивный клуб Кант

[an error occurred while processing this directive]

Экстрим: Горные лыжи: Горнолыжное снаряжение сезона "Зима 1999 - 2000 г.г.":  
Обзор горнолыжного снаряжения

Обзор подготовлен фирмой "Кант"

Ежегодно в мире более 100 миллионов человек в свои зимние каникулы, на Рождество, в выходные, катаются на горных лыжах. Огромная сеть отелей, подъемников, дорог, кафе, ресторанов, пунктов проката построено для удовлетворения "белой лихорадки", охватывающей значительную часть человечества при наступлении зимы.

Армии инструкторов обучают начинающих и совершенствующихся горнолыжной технике. Целая индустрия с конструкторскими бюро, заводами и фабриками выбрасывает на рынок ежегодно сотни моделей новехонького снаряжения. И все это делается, крутится - вертится только для одного - для удовольствия, для счастья проснуться рано утром, сесть в первый вагончик подъемника идущий в сторону Эльбруса или Маттерхорна, одеть лыжи и проехать по свежему, мягкому, окрашенному в розовый от восходящего солнца цвет, снегу, до самого низа.

А вечером - вытянуть уставшие ноги около камина и попивая горячее вино смотреть на языки пламени, пляшущие по плачущему янтарной слезой сосновому полену. Но чтобы получить это удовольствие в полной мере мы рекомендуем вам придерживаться некоторых рекомендаций и советов. Это не ограничения, это наша разметка на бескрайне широких полях зимнего отдыха.

Четыре класса горнолыжной экипировки

Весь спектр моделей горнолыжной экипировки можно условно разделить на 4-е класса: "для спортсменов", "для экспертов", "для совершенствующихся" и "для новичков".

"Спортивный класс" - самые скоростные лыжи, ботинки и крепления с самой сложной конструкцией и все это, естественно- самое дорогое. В моделях сосредоточены самые передовые технологии, самые совершенные материалы. Они хорошо "работают" только на высоких скоростях, на ледяных, спортивных трассах. Их назначение-добыча драгоценных металлов на соревнованиях, их цель - первое место на пьедестале.

"Экспертные" модели - не менее сложны по конструкции чем спортивные, но обладают такими ценными качествами как хорошее и легкое скольжение по любому склону- "вездеходность" для лыж, будь то глубокая целина, бугры под подъемником или заглаженный ратраками широкий склон. Для креплений - необходимость точной и надежной работы. Для ботинок - необходимые регулировки, обеспечивающие 100% контроль, точную передачу энергии и возможность обеспечивать комфорт, даже когда вы "на ногах" целый день. Такой "набор" необходим потому, что приверженцы этого класса - люди отлично катающиеся, инструктора или тренеры, демонстрирующие технику начинающим, экстримеры, для которых самая лучшая трасса это ее отсутствие.

Класс "для совершенствующихся" характерен наличием отработанных годами, проверенных элементов конструкций. Лыжи, ботинки, крепления этой группы обычно не дороги, служат долго и надежно, если к ним не прикладывать чрезмерных усилий и не испытывать их на прочность. Самая простая конструкция и, соответственно, низкая цена у "моделей для начинающих". Покупаются они на три- четыре сезона, во время которых либо приходят в негодность, либо владелец "вырастает" до более высокого уровня.

С моделями "для начинающих" легко учиться, они верткие и маневренные, мягкие и комфортные.

99% горнолыжного снаряжения (кроме одежды) производится в Европе, что гарантирует высокое качество даже самых дешевых моделей. Покупать его лучше всего в специализированных магазинах, причем стараться выбирать такие, где дают гарантию (обычно - полгода-год), устанавливают по фирменным кондукторам крепления и где большой выбор как по маркам и дизайну, так и по размерам.

Приобретая лыжи, ботинки и другое снаряжение на рынках, на "толкучках" очень мала вероятность, что вы найдете то что вам нужно. Согласитесь, что мерить ботинки на морозе, прыгая на одной ноге, не очень удобно. Кроме того, если вам вдруг по каким- то причинам разонравилось ваше снаряжение, на рынке крайне мала вероятность, что вам его поменяют или вернут деньги обратно. В магазинах это делать обязаны. При покупке в магазине обязательно консультируйтесь с продавцом, он наверняка знает больше вас, но в конце концов доверяйте только своим ощущениям- если "ботинок жмет", то он жмет и лучше подобрать другую модель.

Для того чтобы не было мучительно больно за бесцельно выброшенные деньги и потраченное время определите перед покупкой как вы катаетесь, к какому классу лыжников принадлежите.

"Спортсмены" спокойно себя чувствуют на высоких скоростях (от 50 км/ч и выше), любят жесткие, соревновательные, ледяные трассы, много тренируются и много катаются. Отточенная техника, годы тренировок, тщательная подгонка всех компонентов снаряжения- необходимость для них.

"Эксперты" - более универсальные лыжники. Высокие скорости для них так же привычны, как для спортсменов, но поверхность по которой они катаются более разнообразна- целина, бугры, жесткие трассы, экстремальные склоны.

"Совершенствующиеся" лыжники имеют обычно двух-трех-четырехгодичный опыт катания. Они уже умеют контролировать свою скорость на склоне, уверенно обрабатывают бугры, их не "разносит" на льду. Это самый многочисленный класс горнолыжников. Тех кто только встал на лыжи, кто катается первый-второй сезон, не уверенно чувствует себя на льду и крутых склонах обычно относят к разряду "начинающих". Лучшие склоны для них- широкие, достаточно пологие, с хорошим выкатом и тщательно обработанные ратраками. Ростовка лыж подбирается в зависимости от роста лыжника, его веса и умения. У каждого производителя эти составляющие образуют разную сумму и выражаются в фирменных таблицах и формулах, по которым вам помогут подобрать снаряжение в магазине.

"Революция формы" или так называемая "карвинговая революция", прокатившаяся по горнолыжному рынку фактически заставила распрощаться производителей с "классическими" формами горных лыж, строением креплений и характеристиками ботинок. Узкая талия, расширенные носок и пятка - особые приметы "новой" лыжной формы. Специальные вставки в ботинки, особая форма клипс и скорлупы, платформы для креплений - все это приспособления именно для карвинговых поворотов.

Детское снаряжение

Обычно выпускается такого же высокого качества, как и взрослое. Есть и карвинговые лыжи, и соревновательные, и для маленьких "чайников". Крепления, ботиночки, лыжи - фактически каждая горнолыжная фирма имеет свою "детскую" линейку". Подбирать снаряжение обязательно надо "в размер", не на вырост. Рынок вторичного снаряжения довольно велик и проблемы обменять "старое" на "старое другого размера", не возникает.

Как часто обрабатывать и ремонтировать лыжи?

Частота обработки зависит от того как вы катаетесь - если выступаете на соревнованиях - то перед каждым стартом, если вы любитель, до достаточно два - три раза в сезон поточить канты лыж и два - три раза пропарафинить скользячку. И то и другое лучше доверять профессионалам. Потратив копейки вы получите отличное качество, которого фактически невозможно добиться в домашних условиях. Смазывать лыжи лучше всего фирменными мазями, в зависимости от погоды. На упаковках обычно дается подробная инструкция - для какой погоды мазь и как ее наносить. Если вас мало волнуют проблемы ухода за скользячкой, возьмите с собой кусочек свечки - при теплой погоде, оттепели, он надежно спасет вас от надоедливого подлипа снега.

Типы горнолыжных трасс

Всего трасс, следуя международной маркировке четыре: "черные" - спортивные трассы, экстремальные склоны. На спортивные трассы туристам выезд запрещен, это смертельно опасно. А на экстремальные склоны без компании, без опыта, без связи лучше не заезжать и найти более легкий путь. При въезде на такой склон часто стоят таблички, предупреждающие об опасности.

"Красные" трассы - бугристые, довольно крутые склоны, с возможность "съехать не торопясь", более безопасные чем черные, но все равно рекомендуются для довольно опытных лыжников.

Синие трассы- заглаженные ратраками до состояния "стола" широкие "шестиполосные" дороги. На них можно разогнаться до хорошей скорости и это будет довольно безопасно, потому что такие трассы хорошо обработаны, близко стоящие деревья, опоры подъемников обернуты мягкими матами. Спасатели, инструктора с начинающими, кафе, рестораны - в изобилии на таких склонах. Пожалуй, это самые комфортные трассы - можно ехать так как вам захочется.

"Зеленые" склоны любят новички - они также идеально заглажены, как синие, но более пологи и безопасны. Обычно на таких склонах находятся горнолыжные детские сады где под присмотром опытных нянек "пасутся" детишки, пока их мамы м папы катаются на лыжах. В местных отелях, на станциях подъемников обычно на видных местах расположены схемы трасс, "бумажные версии" можно получить бесплатно или заплатить символическую цену.

Конструкция современных горных лыж

Сейчас существует масса конструкций, имеющих примерно одинаковую идею: скользящая поверхность + силовая оболочка + начинка с вставками и механизмами, характерными для данной модели.

Начинка.
Материалы находящиеся между скользящей поверхностью и верхней оболочкой, "внутренности" лыжи. Чаще всего используется в качестве основных материалов дерево, легкие композиты, например - денсолайт. Для усиления конструкции, повышения жесткости или сопротивления к скручиванию используются различные вставки - стальные, карбоновые, кевларовые и др. нити, пластины из аналогичных материалов.
Скользящая поверхность.
Используются чаще всего две комбинации: высокомолекулярный полиэтилен, он более вязок и устойчив к механическим повреждениям и годится для лыж среднего класса и полиэтилен с присадками графита - для спортивных и экспертных лыж.
Геометрия.
Определяется по боковому вырезу лыжи. Некоторые фирмы определяют боковой вырез набором трех цифр: "90-60-90", соответственно: ширина носка - ширина талии - ширина пятки (ROSSIGNOL, FISCHER). Некоторые - величиной радиуса, как если бы к боковой поверхности лыжи приложили большую окружность, например - у ATOMIC, лыжа BETA RACE 10.26 имеет боковой вырез радиусом 26 м. Геометрию боковой поверхности некоторых лыж составляют две окружности и в этом случае производитель указывает два значения, как, например фирма ELAN.

Горнолыжная терминология

Лыжи

"Кант"
Стальная полоса, идущая вдоль скользящей поверхности лыжи, позволяющая лыже не проскальзывать на поворотах. Делается из нержавеющей, хорошо закаленной стали. В некоторых моделях лыж характеристики внешнего и внутреннего кантов (длина, твердость) могут отличаться.
"Носок"
Пластиковая насадка на носок лыжи. Служит для уменьшения вибрации, предохранения от повреждений лыжи, облегчения веса конструкции и (в спортивных моделях) - для более точного входа в поворот.
"Платформа"
Пластиковая платформа смонтированная на лыжу сверху. Гибкая и легкая конструкция равномерно прогибающая лыжу и снижающая нежелательные вибрации. Применяется, в основном, в спортивных моделях и моделях экспертного уровня.
"Карвинговая геометрия"
Мнения специалистов расходятся по вопросу какую лыжу считать "карвинговой", а какую- нет, но большинство сходятся на том, что лыжи с боковым вырезом радиусом меньше 30 метров - уже карвинг.
"Скользящая поверхность", "скользячка"
Та поверхность на которой лыжа непосредственно скользит.

Ботинки

"Внешний сапожок", "внешний ботинок"
Жесткая, обычно полиэтиленовая, скорлупа ботинка.
"Внутренний сапожок", "внутренний ботинок"
Мягкий ботинок, вставляющийся во внешний.
"Термопласт"
Материал, вшивающийся во внутренний ботинок в "проблемных" местах - на косточке и на подъеме стопы. От тепла ноги термопласт размягчается и служит подушкой между внешним и внутренним ботинком.
"Клипсы"
Металлические или пластиковые застежки на внешнем ботинке. Клипса с микрорегулировкой - возможность с помощью винтовой передачи точно настраивать усилие закрывания клипсы.
"Лента велкро"
Нейлоновая лента с "липучкой", стягивающая верхнюю часть ботинка. Выполняет роль "пятой" клипсы в классической четырехклипсовой конструкции.
"Кантинг"
Механизм, наклоняющий верхнюю часть голенища вправо или влево и оптимизирующий таким образом ботинок под особенности анатомии голени каждого человека (компенсация косолапости).

Крепления

"Регулировка крепления"
Измеряется в DIN-ах. Рассчитывается следующим образом: вес вашего тела поделите на 10, если вы катаетесь агрессивно, спортивно - прибавьте от 2 до 6 единиц (по ощущению), если катаетесь спокойно - оставьте как есть, если вы начинающий - отнимите от полученной цифры 1-2 единиц (по ощущению).
"Диагональ"
Термин, обычно применяющийся для задней или передней головки крепления. Означает способность открываться при критических нагрузках во всех направлениях.

Какие опасности подстерегают лыжника?

Первая и самая главная опасность на склоне - своя собственная дурная голова.

Нерасчетливость сил и умения, желание повыпендриваться, проехать "красиво", или "опасно" приводит в местную больницу. Но, впрочем, для горнолыжного спорта есть свои узко профессиональные травмы, характерные именно для этого вида спорта и отдыха. Распухшие голеностопные суставы, вывихи, растяжения, мозоли - лыжники со стажем в большинстве своем прошли через эти муки, катаясь на ботинках старых моделей - Polsport или жестких, как "испанский сапог", "Alpina". Впрочем, век этих изощренных орудий для пыток фактически закончился - на смену им пришла обувь надежно и мягко закрепляющая ногу, точно передающие усилие на лыжу и предохраняющие голень от травм. Однако, число травм на горнолыжных склонах не уменьшилось, конвейер травматологических отделений в местных больницах не останавливается. Просто они переместились с голеней на колени, которые являются на сегодняшний день самым травмоподверженным местом горнолыжников.

Потенциальные клиенты больничных коек - кто они? Прежде всего - женщины.

Медицинская статистика утверждает, что женщины в два раза чаще травмируют колени, чем мужчины. Связано это в первую очередь с особенностями фигуры у представительниц прекрасного пола: широкие бедра увеличивают угол, под которым бедренная кость связывается с коленом. В результате возникает вращающий момент, который "скручивает" сустав.

Вторая группа риска - те, кто уже когда - то имел травмы колена. "Где тонко- там и рвется", причем на 50% чаще, чем у тех, кто никогда не имел подобных неприятностей.

Велика вероятность травм у "неразогретых" лыжников. Спортсмены никогда на выходят на трассу не "размявшись". Не стоит пренебрегать этим правилом и любителям. Не стоит выезжать на склон и развивать сразу большую скорость, совершать энергичные повороты едва надев лыжи.

Следует быть осторожней и в середине дня. Полдень - особенно напряженное время для работников спасслужбы. Туристы обедают, "остывают", расслабляются, и в результате - разрывы связок, растяжения, вывихи.

Серьезно рискуют те, кто не соразмеряет уровень своих умений с уровнем своих притязаний. Критерий здесь простой - если вы подъезжаете к началу склона и вы уверены и спокойны в том, что проедете его успешно, знаете, что если упадете, то сумеете подняться сами - езжайте свободно. Но если хотя бы маленький червячок сомнений подает свой голос - поверьте ему - это ваше подсознание, которое не обманывает вас и оберегает. Скатитесь по склону в два раза медленнее и осторожней, чем планировали, возьмите попутчика, объехайте сложное место по более простому пути. Помните, что разрыв связок лечится в среднем две - три недели, растяжение - недели полторы, а перелом - полтора-два месяца. Лихой проезд по сложному склону "на виду у девушек" может закончиться на больничной койке, а девушки достанутся другому - более осторожному и умному.

Наиболее вероятные сценарии коленных травм

  1. "Задняя стойка"- типичная ошибка многих новичков, испугавшихся склона и "севших" на пятки. Бедра опущены ниже колен, энергичные удары неровностей трассы по лыжам аммортизировать нечем, вся нагрузка приходится на колени. Совет - не бояться склона в любой ситуации и помнить, что "сидение на пятках" - самое неуправляемое положение для горнолыжника.
  2. "Прямые ноги" - механизм этой травмы срабатывает обычно после высокого прыжка с бугра или трамплина. Коленный сустав выворачивается назад, как у кузнечика. Задники лыж ударяются о землю первыми, мышцы напрягаются, чтобы восстановить равновесие, ноги становятся "каменными". Колено оказывается между движушимися навстречу друг другу костями - бедренной и берцовыми. Совет - в полете постарайтесь удерживать "пружинообразное" положение тела - руки и ноги чуть согнуты в суставах, голова прямо, спина немного наклонена вперед.
  3. "Клик-клак". Этот сценарий характерен для больших скоростей, когда лыжник делает энергичный поворот со сведенными коленями. Лыжа попав на бугор или вылетев на лед сбивается с устойчивой дуги и травмирует передне - крестообразную связку колена. Довольно редкая травма, в основном встречается у спортсменов. Совет - смотрите вперед - что у вас на пути и старайтесь избегать неожиданных бугров и льда.
  4. "Падение вперед". Когда лыжник падает вперед, бедренная кость движется в том же направлении, а берцовые кости голени - назад. Колено "срезается" как ножницами. В лучшем случае пострадавшему обеспечено растяжение связок. Совет - не "выставляйте" ноги, когда падаете. Чувствуете, что летите - подтяните немного ноги к животу, согнутые колени смягчат удар.

В чем "виновато" снаряжение?

Лыжи.
Современные лыжи более жестки на скручивание, обладают способностью к четкой закантовке, не в пример старым моделям, которые были более склонны к проскальзыванию. Однако, соскальзывание - не порок. Это прекрасные способ рассеять накапливающуюся энергию, снизить скорость и удержать колено от перенапряжения. В этом смысле модели лыж с большим боковым вырезом - "карвы" - предназначенные для глубоких поворотов без проскальзывания могут оказать неопытному лыжнику "медвежью" услугу.
Крепления.
Роль креплений в коленных травмах активно обсуждается экспертами. Полемика вертится вокруг "вечной" проблемы: как добиться оптимального компромисса между удерживанием и освобождением ботинка. Установка на более слабое усилие срабатывание ведет к преждевременному раскрытию; закручивание "до упора" чревато повышением травматизма. Здесь, наверное, лучше следовать правилу "золотой середины". Играет роль и направление падения - особенно опасны падения вперед и назад со скручиванием. Производители современного оборудования это учитывают: лучшие крепления теперь срабатывают во всех направлениях.
Ботинки.
Жесткая полиэтиленовая скорлупа современного ботинка надежно фиксирует голеностопный сустав и передает всю нагрузку выше по ноге - к колену. Чем "спортивнее" обувь, тем жестче скорлупа, тем больше нагрузка на колено, тем больше вероятность травм. С другой стороны - чем мягче и комфортней ботинок, тем вероятнее травмы на больших скоростях. Компромиссное решение ищут все горнолыжные фирмы мира, а мы советуем выбирать ботинок при покупке ориентируясь на свои пристрастия - спокойное, туристическое катание или высокие нагрузки на жестких, спортивных трассах.
Прислушайтесь к себе.
И постарайтесь реально оценить свои возможности. Для начала задайте себе вопросы: готовился ли я специально к наступающему сезону? Включала ли моя подготовка специальные упражнения для коленей? Ощущаю ли я боли, судороги, опухоли в травмированных ранее коленях? Чем больше ответов "нет" на вопросы по подготовке и чем больше болезненных симптомов в травмированных ранее коленях, тем, естественно больше вероятность травм. Небольшая разминка перед катанием, "холодная" голова помогут избежать неприятностей.

Помните, что все думают, что их минуют травмы, никто не хочет страдать от боли и лежать в больнице, пока другие наслаждаются катанием, горами, солнцем, снегом. Но ежедневно, даже на самых ухоженных горнолыжных курортах человеческая глупость приносит свой печальный урожай - переломы, растяжения, вывихи. Подумайте, что для вас дороже: 15 минут разминки или месяцы на костылях? Осторожность или запах эфира в больничной палате? Уверенность на склоне или закованные в гипс конечности?

Последний совет - перед поездкой в горы: покатайтесь на своих местных, "домашних" склонах. Они не велики, но вы вспомните забытые за лето движения и навыки, и кроме того, именно на таких склонах хорошо учиться - занятия с инструкторами стоят гораздо дешевле и в горах вы себя будете чувствовать гораздо уверенней и свободней.

© Risk Online
1996-2002
© Махаон 1996-2002,
    разработка и поддержка
Экстремальный портал VVV.RU